Изобретение и использование всякого рода знаков и символов
свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени
особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду
в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного
всем народам в первобытный период их истории.
Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые
близкие родственники гербов. Термин "тотем” происходит из Северной Америки, и
на языке индейцев оджибве слово "ототем” означает понятие "его род”. Обычай
тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или
растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени
ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в
наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян
тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых,
как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди
азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный
обычай "тамга”. Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного,
птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который
изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже
наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены
отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами” - боевыми кличами
(которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на
гербы в виде девизов).
Прообразы гербов - различные символические изображения,
помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще
в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов
встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и
реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные
эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп),
шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского
императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами,
например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки
использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались
по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы
островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах,
медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин,
острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной
геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые
элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем
неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в
древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для
удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и
отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал
"герб” шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была
змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет
гербом Рима. "Гербом” Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный
позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.
Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета.
Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их
принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские
знамена - vexilla (отсюда происходит название науки о флагах - вексиллологии).
Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa -
в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и
других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам,
часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали
названия.
Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали
всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в
процессе развития феодального строя в Западной Европе.
Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные
времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской
империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась
система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало
появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил
их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X
веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях,
приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати
помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом
Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует
иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового
знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным
способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен
и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на
печатях, а уже затем на оружии и одежде).
Несомненные свидетельства существования геральдики
появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство -
французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году),
графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на
лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число
львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем
Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно
хронике, и пожаловал ему этот герб.
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I
Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор
всеми королевскими династиями Англии.
Спустя столетия после возникновения гербов начинают
появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым
ранним из которых, по-видимому, является ” Zuricher Wappenrolle”, составленный
в Цюрихе в 1320 году.
Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры
и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики
считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis
et armis” был опубликован в 1356 году.
Берри, главный
герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю
страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и
составляя родословные старинных знатных фамилий. На основе проведённых
изысканий он составил труд "Le registre de noblesse”. После него французские
герольды начали вести регулярные генеалогические записи. Аналогичное задание
получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II
(1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические
визиты” - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств,
регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство
старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами
самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло
труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою
дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти
гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых
гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции.
Примечательно, что когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате
отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе
новый.
|